О телевизоре через призму Монтессори-педагогики.
Все давно привыкли к телевизору как естественной части современной жизни. Кажется, что и ребенку он не повредит.
Так ли это?
Есть семьи, в которых телевизор работает фоном целый день.
Например, в Соединенных Штатах, среднее количество часов работы телевизора дома каждый день приравнивается к 7 часам. В России ситуация очень похожа.
Днем смотрят сериалы, вечером новости. Ночью на экране боевики, фильмы ужасов, фантастика.
Как все это может повлиять на ребенка?
Мария Монтессори описала ВПИТЫВАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ малыша.
До 3 лет ребенок вбирает в себя все, что видит, слышит, ощущает. Это становится основой его характера и личности. Такие слова, интонации, образы, движения, манеры…
Ребенок не может пока отличить хорошее от плохого, красивое от безобразного.
Он строит себя из того, что есть вокруг.
Все воспринятое закладывается в подсознание и в дальнейшем считается нормальным, правильным, даже любимым. Малыш привыкает к тому, что его окружает и не знает, что может быть иначе.
Если вокруг спокойная и радостная атмосфера любящей семьи, ребенок привыкнет к этому и будет в дальнейшем стремиться к похожим ощущениям.
К сожалению, по телевизору такое показывают редко…
Что развивает телевизор?
До шести лет происходит бурное развитие головного мозга, формирование всех психических функций.
У ребенка до трех лет ведущим является наглядно-действенное мышление, он как бы думает руками, изучает окружающие объекты, их взаимоотношения и функции.
С 3 до 6 лет ребенок совершенствует свои движения, формирует основные мыслительные операции, учится сравнивать, анализировать, обобщать.
До ребенка этого возраста сложно донести готовую теоретическую информацию, ему необходимо активное исследование окружающего, действия с реальными предметами, живое общение с людьми.
Усвоение информации происходит через его собственный опыт и ощущения, в то время как просмотр телевизора – занятие пассивное.
Экран как будто гипнотизирует ребенка, заставляет его сидеть неподвижно и бездействовать.
Конечно, такой ребенок становится удобнее для родителей, но что у него развивается в это время?
Активная жизненная позиция? Самостоятельность? Целеустремленность? Уверенность в своих силах? Что-то еще?
Дети настраиваются на поток, который идёт с экрана и, интенсивность и скорость этого потока так велика, что их нервная система испытывает колоссальные перегрузки.
С телевизором и информационными перегрузками можно связать и отставание речевого развития у современных детей.
Ребенок за экраном не учится разговаривать с людьми, заявлять о своих потребностях, высказывать мысли, налаживать взаимодействие с друзьями и близкими.
А ведь речь, как и любая функция, развивается в действии.
Фантазии и реальность
Даже добрые мультфильмы до трёх-четырех лет не полезны. А волшебные сказочные истории лучше отложить лет до пяти-шести.
Если в мультфильме или в книге животные или предметы разговаривают, маленький ребёнок принимает это за действительность, у него нет различения. Подсознание самых маленьких не понимает «понарошку», не понимает «шуток».
Малыш может в самом деле ждать, что прилетит баба яга или человек-паук, верить, что где-то живет злой Бармалей, а «из маминой из спальни» может выбежать умывальник.
Представьте себе, насколько страшно жить в таком мире.
Стараясь «переварить» информацию, полученную из мультфильмов, малыш может неделями рисовать монстров или роботов, отождествлять себя или, наоборот сражаться с ними в играх, бесконечно обсуждать пугающие сюжеты с друзьями или родителями. Такой ребенок временами погружается в фантазии и с трудом воспринимает мир вокруг.
Только со временем ребёнок сможет установить границу между реальностью и выдумкой.
И это очень важно для устойчивости психики, для здоровья нервной системы.
Телевизор и здоровье
«Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану», – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к истощению нервной системы.
В результате память у таких детей слабеет, они становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя уставшими. В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. При этом ученые установили, что у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается.
Кроме того, телевизор сокращает время, проведенное ребенком на свежем воздухе, в движении.
Вспомним рекомендации педиатров прошлого века, например, хотя бы о здоровом зрении — три метра до экрана, два раза в неделю по 15 минут мультфильмов… детям начальной школы!
подтверждаю