О телевизоре через призму Монтессори-педагогики.

Все давно привыкли к телевизору как естественной части современной жизни. Кажется, что и ребенку он не повредит.

Так ли это?

Есть семьи, в которых телевизор работает фоном целый день.

Например, в Соединенных Штатах, среднее количество часов работы телевизора дома каждый день приравнивается к 7 часам. В России ситуация очень похожа.

Днем смотрят сериалы, вечером новости. Ночью на экране боевики, фильмы ужасов, фантастика.

Как все это может повлиять на ребенка?

Мария Монтессори описала ВПИТЫВАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ малыша.

До 3 лет ребенок вбирает в себя все, что видит, слышит, ощущает. Это становится основой его характера и личности. Такие слова, интонации, образы, движения, манеры…

Ребенок не может пока отличить хорошее от плохого, красивое от безобразного.

Он строит себя из того, что есть вокруг.

Все воспринятое закладывается в подсознание и в дальнейшем считается нормальным, правильным, даже любимым. Малыш привыкает к тому, что его окружает и не знает, что может быть иначе.

Если вокруг спокойная и радостная атмосфера любящей семьи, ребенок привыкнет к этому и будет в дальнейшем стремиться к похожим ощущениям.

К сожалению, по телевизору такое показывают редко…

Что развивает телевизор?

До шести лет происходит бурное развитие головного мозга, формирование всех психических функций.

У ребенка до трех лет ведущим является наглядно-действенное мышление, он как бы думает руками, изучает окружающие объекты, их взаимоотношения и функции.

С 3 до 6 лет ребенок совершенствует свои движения, формирует основные мыслительные операции, учится сравнивать, анализировать, обобщать.

До ребенка этого возраста сложно донести готовую теоретическую информацию, ему необходимо активное исследование окружающего, действия с реальными предметами, живое общение с людьми.

Усвоение информации происходит через его собственный опыт и ощущения, в то время как просмотр телевизора – занятие пассивное.

Экран как будто гипнотизирует ребенка, заставляет его сидеть неподвижно и бездействовать.

Конечно, такой ребенок становится удобнее для родителей, но что у него развивается в это время?

Активная жизненная позиция? Самостоятельность? Целеустремленность? Уверенность в своих силах? Что-то еще?

Дети настраиваются на поток, который идёт с экрана и, интенсивность и скорость этого потока так велика, что их нервная система испытывает колоссальные перегрузки.

С телевизором и информационными перегрузками можно связать и отставание речевого развития у современных детей.

Ребенок за экраном не учится разговаривать с людьми, заявлять о своих потребностях, высказывать мысли, налаживать взаимодействие с друзьями и близкими.

А ведь речь, как и любая функция, развивается в действии.

Фантазии и реальность

Даже добрые мультфильмы до трёх-четырех лет не полезны. А волшебные сказочные истории лучше отложить лет до пяти-шести.

Если в мультфильме или в книге животные или предметы разговаривают, маленький ребёнок принимает это за действительность, у него нет различения. Подсознание самых маленьких не понимает «понарошку», не понимает «шуток».

Малыш может в самом деле ждать, что прилетит баба яга или человек-паук, верить, что где-то живет злой Бармалей, а «из маминой из спальни» может выбежать умывальник.

Представьте себе, насколько страшно жить в таком мире.

Стараясь «переварить» информацию, полученную из мультфильмов, малыш может неделями рисовать монстров или роботов, отождествлять себя или, наоборот сражаться с ними в играх, бесконечно обсуждать пугающие сюжеты с друзьями или родителями. Такой ребенок временами погружается в фантазии и с трудом воспринимает мир вокруг.

Только со временем ребёнок сможет установить границу между реальностью и выдумкой.

И это очень важно для устойчивости психики, для здоровья нервной системы.

Телевизор и здоровье

«Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, – вот почему дети часто словно прилипают к экрану», – говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к истощению нервной системы.

В результате память у таких детей слабеет, они становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя уставшими. В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. При этом ученые установили, что у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается.

Кроме того, телевизор сокращает время, проведенное ребенком на свежем воздухе, в движении.

Вспомним рекомендации педиатров прошлого века, например, хотя бы о здоровом зрении — три метра до экрана, два раза в неделю по 15 минут мультфильмов… детям начальной школы!

One thought on “О телевизоре через призму Монтессори-педагогики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *