Стили воспитания и Монтессори-группа

Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям.

Она подходит тем, кто готов развиваться вместе с ребенком как родитель, готов изменять по необходимости свой подход в воспитании, готов принять ребенка, даже совсем маленького как личность, со своими потребностями, причем разными на разных этапах взросления, которые необходимо изучать, чтобы вовремя увидеть и помочь.

Если родитель готов осознать, что ребенок – не его собственность, не его продолжение, и не тот, кто должен реализовывать родительские планы и мечты, то система Монтессори станет для него прекрасным инструментом.

Пройдя тест, вы сможете получить новую информацию о стилях воспитания в семье и их влиянии на адаптацию ребенка в группе детского сада.

Авторитетный стиль

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

 Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, выражают сочувствие, любовь и теплое отношение.

Их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

 В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть.

Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Этот стиль воспитания наиболее близок философии Марии Монтессори, ведь в монтессори группах сочетается свобода выбора и немногочисленные четкие правила.

Педагоги здесь всегда готовы помочь в случае необходимости, но не вмешиваются в самостоятельную конструктивную деятельность ребенка.

Дети в таких группах растут инициативными, целеустремленными, всесторонне развитыми.

Ребенок авторитетных родителей гармонично вписывается в монтессори группу, чувствуя привычный для себя стиль общения, дополненный развивающей средой.

Авторитарный стиль

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Авторитарным родителям ближе традиционная педагогика. Они не доверяют ребенку делать самостоятельный выбор, считают его неспособным принимать обдуманные решения и руководить собственным развитием.

Таким родителям может быть непонятна и некомфортна атмосфера свободы, царящая в монтессори-группах. Они предпочитают заранее известную программу занятий, жесткую дисциплину и дома и в учебном заведении. Лучше всего авторитарные родители находят общий язык с воспитателями (учителями) старой закалки. Дети из авторитарной семьи будут также комфортнее себя чувствовать в обстановке, приближенной к домашней. В монтессори группе такой ребенок может теряться, бездействовать или баловаться, получив непривычную свободу. А оказавшись вечером дома, особенно остро и болезненно ощущать родительскую строгость.

Тем не менее, детям авторитарных родителей может быть очень полезна монтессори группа. При условии, что родители проявят внимание к методике, изучат непривычный для себя подход к воспитанию и скорректируют домашние условия и требования к ребенку с учетом полученной информации.

 Либеральный стиль

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

 В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

 Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Либеральные родители часто интересуются Монтессори педагогикой. Их привлекает свободный выбор занятий в группе, отсутствие жестких требований. Однако, познакомившись с работой педагогов и действующими правилами, родители нередко чувствуют разочарование. Правила в группе есть, и они достаточно четкие. Это нужно для комфортной и безопасной работы большого количества детей разного возраста.

Правила необходимы любому ребенку, они позволяют ему чувствовать себя защищенным от вторжения в его деятельность, нарушения границ. Благодаря правилам группы, малыш может сам выбирать продолжительность и время занятий, партнера для игр, или место уединения.

Ребенок из либеральной семьи, попав в группу Монтессори, может почувствовать себя неуютно. Ведь не ему одному будет принадлежать все внимание окружающих. Но в такой группе его социализация будет происходить мягче, чем в традиционной группе детского сада, или школьном классе.

Постепенно малыш станет более взрослым, уверенным, самостоятельным. Полученные в Монтессори-группе качества, помогут ему установить позитивные отношения с окружающими его детьми и взрослыми.

 Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую безразличны к проблемам ребенка, закрыты для общения.

Такое бывает из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность).

Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

Попав в питательную развивающую среду Монтессори группы, такой ребенок будет стремиться получить то, чего ему не хватило дома, обрести внимание и поддержку близких людей.

В какой-то мере Монтессори педагоги помогут удовлетворить эмоциональные потребности малыша, но успешность его дальнейшего развития во многом будет зависеть  от участия родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *