Учить целенаправленно ребенка в 1,5 года еще рановато.

И цветами можно заняться позже. Ученые выяснили, что цветовое восприятие, особенно у мальчиков формируется постепенно и по-разному. И некоторые дети в норме начинают различать и называть цвета только после 3 лет. Тогда же происходит наиболее интенсивное сенсорное развитие — цвета, оттенки, формы, температура, фактура ткани, твердость и мягкость, гладкость и шершавость, величины (размер, толщина, длина, высота) — это область интересов трехлеток. Именно тогда они все это сортируют, систематизируют, называют словами.

 

 Задача же малышей до 2,5-3 лет — в первую очередь адаптация к окружающему миру и получение достаточной стимуляции органов чувств (не обязательно изучать названия цветов, главное — видеть, слышать, осязать, естественный разноцветный и разнообразный мир вокруг.

 

В первую очередь,  в возрасте до 3 лет важно развитие самостоятельности — самому взять одежду, раздеться и одеться (нужна подходящая одежда, удобная, с широким воротом и штанинами, без пуговиц и молний (с ними справится ребенок после 3-4 лет), должно быть не более 2-3 предметов каждого вида в доступе ребенка,

самому сходить на горшок или в туалет, самому налить воды и попить, самому положить кашу и намазать бутерброд, самому сесть за столик, достать свою посуду и накрыть себе на стол (маленькая удобная посуда), аккуратно поесть ложкой и воспользоваться салфеткой,  помогать маме — принести, подать, убрать, открыть и закрыть, насыпать и положить, включить стиральную машинку и попытаться постирать в тазике, вымыться (качество здесь не так важно), помыть посуду в тазике, взять и убрать немногочисленные игрушки , разложить покупки, помочь маме найти продукты в магазине и сложить  в корзинку. Ребенок жаждет изучить жизнь и оказаться полезным.

Важно также развитие движений и речи, но они должны развиваться неотрывно от реальной жизни. Гораздо полезнее не раскладывать красные и желтые кубики по коробочкам, а гулять по парку и собирать листья разных деревьев (осенью), вместе с мамой завороженно рассматривая и ощупывая их формы. Лучше лепить печенье из теста, чем колбаски из пластилина.

Лучше размазывать мыло по животу или стенкам ванны, чем краску по бумаге.

Лучше делать салат из бананов и груш, а потом покормить папу, чем кормить кукол понарошку сырой гречкой. Полезнее переложить макароны в кастрюлю или просеять муку, чем найти фигурки животных в тазике с чечевицей. Действия должны быть логичны. Ролевые игры отвлекают малышей до 3-5 лет от познания мира и сбивают  с толку.

 

Речь в раннем возрасте может развиваться на любых окружающих предметах. Взрослый говорит четко и называет все правильными словами. Говорит часто, но понемногу. Провоцирует ребенка на диалог (задает вопросы, делает паузы для ответа, озвучивает невербальный ответ ребенка…), провоцирует ребенка вербализировать свои потребности, просить словами, соглашаться и отказываться, делать простой выбор из 2-3 вариантов по любому поводу (это закладывает целеполагание и выбор будущего взрослого, дает ощущение собственной значимости и внутренний комфорт ребенку).

Очень полезно часто бывать с малышом среди людей и детей, лучше старшего возраста, умеющих общаться позитивно, среди которых малыш впитает на бессознательном уровне именно такие, правильные формы взаимодействия. Можно учиться заботиться о близких и помогать им (погладить или обнять, сделать массаж, что-то принести).