Нельзя ли подумать? О воспитании осторожности у малышей.
На одном из форумов был вопрос: Как научить ребенка слову «нельзя»? Причем, не словам вообще, а вот этому конкретному слову. Почему слово «нельзя» так важно для некоторых мам? В каких ситуациях оно используется?
Попробуем разобраться.
Обычно малышу запрещается трогать розетки или горячую плиту, тянуть кошку за хвост, стучать по лицу старшей сестры, трогать мамин телефон и папин ноутбук, бегать одному через дорогу, где едут машины… То есть, запреты появляются, когда малыш по незнанию, может повредить себе или другим людям, что-то сломать.
Мама думает, она скажет «нельзя» и малыш остановится. Это быстро и удобно, не надо ничего объяснять, отвлекать, уговаривать.
Вроде бы все правильно. Заветное слово должно решить все эти проблемы.
Если не думать об одной вещи: ребенок не всегда будет ребенком. Задача ребенка-развить и вырастить в себе взрослого человека.
И этот человек будет жить в социуме.
Ребенок стремится к развитию все время: когда тянет кошку за хвост, бегает по улице, разбирает папин ноутбук и хватает горячую сковородку. Он не просто балуется, а изучает мир вокруг, решает важные для себя задачи.
Взрослые развитию своего ребенка могут помочь или помешать.
Например, мама в опасной ситуации, может остановиться и объяснить ребенку: «смотри, это плита, она горячая» (чуть испуганным тоном) и потрогать вместе с ним не очень горячую плиту, быстро отдернув руку. Или дать изучить (осторожно) не очень острый нож, а потом и показать, как им резать вареные овощи или бананы. Такая мама поможет ребенку развиваться. Кроме того, она наладит с ним контакт, заслужит доверие.
Умная мама не будет препятствовать малышу в его развитии, а уберет с глаз долой папин ноутбук и бабушкину хрустальную вазу, закроет розетки и научит малыша безопасно обращаться с ножницами и утюгами, кошками и машинами. Покажет, что косу сестренки надо не дергать, а гладить, веником не бросаться, а подметать мусор. И ее ребенок уже к 1,5-2 годам будет вести себя достаточно аккуратно и осознанно, используя разные предметы по назначению.
И однажды мама просто скажет ему «не надо этого делать» и ребенок остановится, потому что он родителям доверяет.
Что же произойдет, если просто говорить ребенку «нельзя?»
Малыш не поймет причины запретов. Ему покажется, что мама просто отнимает у него интересные, сенсорно богатые вещи, давая взамен глупые пластмассовые машинки и кубики. Взрослый действует ему наперекор, ограничивает его активность. Сильный ребенок будет такой маме противостоять, слабый- смирится и замкнется. Он по-прежнему не будет знать ничего о плитах и машинах, утюгах и ножницах. Не научится обращаться с домашними животными и членами семьи.
Такая мама вызовет у ребенка чувство протеста. И в ее отсутствие он будет стремиться быстро схватить и изучить все запретные вещи, убежать или залезть туда, куда нельзя. Действовать он будет быстро, неумело (ведь не учили), неаккуратно. Таким образом, вероятность травм и разрушений значительно увеличится.
Поведение, воспитанное в раннем возрасте, может сохраниться и в дальнейшей жизни. Доверять, изучать, налаживать контакт или сопротивляться и действовать исподтишка, думать о людях или о своем удобстве. Что выберете вы для своего ребенка?