Стили воспитания и Монтессори-группа
Система Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям.
Она подходит тем, кто готов развиваться вместе с ребенком как родитель, готов изменять по необходимости свой подход в воспитании, готов принять ребенка, даже совсем маленького как личность, со своими потребностями, причем разными на разных этапах взросления, которые необходимо изучать, чтобы вовремя увидеть и помочь.
Если родитель готов осознать, что ребенок – не его собственность, не его продолжение, и не тот, кто должен реализовывать родительские планы и мечты, то система Монтессори станет для него прекрасным инструментом.
Пройдя тест, вы сможете получить новую информацию о стилях воспитания в семье и их влиянии на адаптацию ребенка в группе детского сада.
Авторитетный стиль
Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, выражают сочувствие, любовь и теплое отношение.
Их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть.
Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.
Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.
По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.
Этот стиль воспитания наиболее близок философии Марии Монтессори, ведь в монтессори группах сочетается свобода выбора и немногочисленные четкие правила.
Педагоги здесь всегда готовы помочь в случае необходимости, но не вмешиваются в самостоятельную конструктивную деятельность ребенка.
Дети в таких группах растут инициативными, целеустремленными, всесторонне развитыми.
Ребенок авторитетных родителей гармонично вписывается в монтессори группу, чувствуя привычный для себя стиль общения, дополненный развивающей средой.
Авторитарный стиль
Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.
Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.
Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.
Авторитарным родителям ближе традиционная педагогика. Они не доверяют ребенку делать самостоятельный выбор, считают его неспособным принимать обдуманные решения и руководить собственным развитием.
Таким родителям может быть непонятна и некомфортна атмосфера свободы, царящая в монтессори-группах. Они предпочитают заранее известную программу занятий, жесткую дисциплину и дома и в учебном заведении. Лучше всего авторитарные родители находят общий язык с воспитателями (учителями) старой закалки. Дети из авторитарной семьи будут также комфортнее себя чувствовать в обстановке, приближенной к домашней. В монтессори группе такой ребенок может теряться, бездействовать или баловаться, получив непривычную свободу. А оказавшись вечером дома, особенно остро и болезненно ощущать родительскую строгость.
Тем не менее, детям авторитарных родителей может быть очень полезна монтессори группа. При условии, что родители проявят внимание к методике, изучат непривычный для себя подход к воспитанию и скорректируют домашние условия и требования к ребенку с учетом полученной информации.
Либеральный стиль
Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.
Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).
В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.
Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.
Либеральные родители часто интересуются Монтессори педагогикой. Их привлекает свободный выбор занятий в группе, отсутствие жестких требований. Однако, познакомившись с работой педагогов и действующими правилами, родители нередко чувствуют разочарование. Правила в группе есть, и они достаточно четкие. Это нужно для комфортной и безопасной работы большого количества детей разного возраста.
Правила необходимы любому ребенку, они позволяют ему чувствовать себя защищенным от вторжения в его деятельность, нарушения границ. Благодаря правилам группы, малыш может сам выбирать продолжительность и время занятий, партнера для игр, или место уединения.
Ребенок из либеральной семьи, попав в группу Монтессори, может почувствовать себя неуютно. Ведь не ему одному будет принадлежать все внимание окружающих. Но в такой группе его социализация будет происходить мягче, чем в традиционной группе детского сада, или школьном классе.
Постепенно малыш станет более взрослым, уверенным, самостоятельным. Полученные в Монтессори-группе качества, помогут ему установить позитивные отношения с окружающими его детьми и взрослыми.
Индифферентный стиль воспитания
Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую безразличны к проблемам ребенка, закрыты для общения.
Такое бывает из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность).
Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.
Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.
При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.
Попав в питательную развивающую среду Монтессори группы, такой ребенок будет стремиться получить то, чего ему не хватило дома, обрести внимание и поддержку близких людей.
В какой-то мере Монтессори педагоги помогут удовлетворить эмоциональные потребности малыша, но успешность его дальнейшего развития во многом будет зависеть от участия родителей.